Главная » 2015 » Апрель » 25 » Станислав Кульчицкий: Смертный приговор народу. Армянский геноцид и его уроки
19:39
Станислав Кульчицкий: Смертный приговор народу. Армянский геноцид и его уроки
http://www.genocide.org.ua/news/Станислав Кульчицкий"Смертный приговор народу.Армянский геноцид 1915 г. и его уроки". Украинцы, пережившие собственный геноцид, должны знать, как жил и умирал армянский народ на протяжении 38 лет, начиная с Русско-турецкой войны 1877—1878 годов. 24 апреля 1915 года правительство младотурков в Османской империи приняло «Закон о переселении», на основании которого было ликвидировано аборигенное население Великой Армении, а также армяне, которые находились в других регионах страны. Полтора миллиона людей обоего пола разного возраста были забиты или умерли от голода. Армянский народ, история которого насчитывает 2,5 тыс. лет, перестал существовать на своей исконной территории. Современная Армения расположена на небольшой части этой территории (30 тыс. кв. км, в 20 раз меньше территории Украины), которая входила в границы Российской империи. Население ее — три миллиона человек, тогда как армянская диаспора во всем мире насчитывает семь миллионов. Армяне диаспоры — это по большей части потомки тех, кому посчастливилось покинуть Османскую империю до 24 апреля 1915 г.

ПЕРВЫЕ УБИЙСТВА

На Берлинском конгрессе, которым завершилась русско-турецкая война 1877—1878 гг., фигурировали данные о расселениях армян в Османской империи, предоставленные Армянским патриархатом на основании парафиальных книг. 400 тыс. армян проживало в европейских владениях турецкого султана, 600 тыс. — в западной части Малой Азии (на побережье Эгейского моря) и в Киликии (побережье Средиземного моря), 670 тыс. — в Малой Армении (Трабзон, Сивас) и 1 330 тыс. — в Великой Армении (Эрзурум, Ван, Битлис, Сиирт, Шарпут, Диярбакыр).

Армяне были христианами, то есть рассматривались господствующими кругами империи как подданные второго сорта. Они не могли иметь оружия, должны были платить более высокие налоги, не имели права свидетельствовать в суде. Не удивительно, что армянское население приветствовало российские войска, когда они появились в Карсе и Баязете, после чего намеревались наступать на Эрзурум. Однако война закончилась и российское правительство удовлетворилось присоединением Карса, Ардагана и Батума. Султан Абдул-Хамид II отомстил армянам, натравив на них иррегулярные отряды курдских племен. В 1878 году было уничтожено шесть тысяч армян.

После Берлинского конгресса османское правительство разделило территорию Великой Армении (около 200 тыс. кв. км) на шесть вилайетов с центрами в Эрзуруме, Ване, Битлисе, Сиифре, Шарпуте и Диярбакыре. В каждом из них армяне составляли меньшинство населения. Большинством были турки и кочевые курдские племена, которые постоянно устраивали грабительские набеги на армянские села. После подавления царским правительством национальных движений на Кавказе и оккупации Карса и Ардагана в Османской империи появились десятки тысяч мусульман. Беженцы-мухаджиры не имели средств существования, и султан разрешил им вместе с курдами грабить армянские поселения.

В ноябре 1890 года английский консул в Эрзуруме Клиффорд Ллойд послал в Лондон такую депешу: «Ситуация в Армении постоянно ухудшается, и сохранение такого состояния приведет к гибели армянского народа». Однако на подобные сообщения в Европе не реагировали. Характеризуя положение, Фритьоф Нансен позже заметил: «Абдул-Хамид слишком хорошо знал, что ни одно из крупных государств не намеревается применять иное оружие, чем дипломатические ноты, и он может вполне безнаказанно продолжать совершать преступления в Армении».

Преступления приобрели масштабность с 1891 года, когда султан распорядился создать на турецко-российской границе 48 регулярных отрядов курдской кавалерии по 500-600 всадников в каждом — хамидие (название происходило от имени султана). Эти войска создавались якобы для охраны границы, а в действительности — для предупреждения попыток самозащиты со стороны армян. Армянские крестьяне или бежали в города, оставляя курдам или мухаджирам свое хозяйство, или эмигрировали.
РЕЗНЯ СЕРЕДИНЫ 1890-х годов.

В населенной армянскими и курдскими крестьянами Сасунской долине отношения между людьми разных национальностей и вероисповеданий были добрососедскими. Но, выполняя волю своего властителя, вали (губернатор) Битлиса Тахсин-паша натравил на Сасун курдских кочевников, и жизнь армянских крестьян стала нестерпимой. В 1894 г. они отказались платить налоги. Тогда из Константинополя прислали 15-тысячное войско, которое вместе с местными отрядами хамидие начало экзекуцию. Погибло не меньше трех тысяч армян (по другим данным — до восьми тысяч). Международный резонанс заставил правительства Франции, Великобритании и России создать комиссию по расследованию. Она провела за полгода 106 заседаний, но османское правительство спустило дело на тормозах, после чего организовало в 1895 году ужасающую резню во всех восточных вилайетах.

В Эрзуруме погром начался 30 ноября. На протяжении суток армян уничтожали разными способами: перерезали горло, душили, вешали на мясницких крюках, обливали керосином и поджигали, снимали живьем кожу. В Сиирте забили всех священников и учителей, изнасиловали женщин, после уничтожения родителей забрали детей, обращая их в мусульманскую веру. В Урфе (древней Эдессе) армянский погром приобрел формы, которых не знала даже средневековая история. Один из шейхов приказал положить на землю 100 связанных армянских юношей, после чего, читая Коран, перерезал всем горло согласно ритуалу, принятому при жертвоприношении баранов. В Арабкире (вилайет Сивас) местная власть раздала всем мусульманам оружие и расклеила такие воззвания: «Каждый потомок Магомета выполнит свой долг, убивая всех армян и разоряя и сжигая их дома. Ни одного армянина нельзя пощадить. Так звучат приказы Дворца».

Далеко не все, что творилось на востоке империи, доходило до Европы. Однако что-то доходило, и европейские политики впадали в ступор. На митинге в Честере министр общественных работ Герберт Гладстон (сын славного британского премьера Уильяма Гладстона) покрыл позором «великого преступника во дворце» — Абдул-Хамида. Через десять лет, когда отдельные фрагменты событий середины 1890 гг. слились в целостную картину, Анатоль Франс в письме, адресованном участникам конференции англо-армянского сообщества в Лондоне, признал, что Европа оказалась бессильной перед фактом истребления 300 тыс. подданных османского султана.

ПЕРЕД МИРОВОЙ ВОЙНОЙ

Политическая партия младотурков, действовавшая под девизом «Единение и продвижение», с конца 1907 года начала готовить восстание в европейских владениях султана. В июле 1908 года центральный комитет младотурков Иттихад (рус.: единение) установил контроль над двумя корпусами османской армии, захватил Стамбул и отправил Абдул-Хамида в ссылку.

В отличие от Абдул-Хамида, который 33 года правил империей твердой рукой, Мехмед V был марионеткой правительства. Однако положение армян нисколько не улучшилось. Новая власть взяла на вооружение идеологию пантюркизма и панисламизма. Армяне самим своим существованием препятствовали ей добиваться под этими лозунгами единения османского общества. Средневековая религиозная нетерпимость мусульманского духовенства, умноженная на шовинизм европейских образованных младотурецких «поступовцев», дала дьявольский замес, который вскоре воплотился в очередную резню. Центром ее стала Киликия.

В 1895 году Киликия, за исключением удаленного от побережья Мараша, относительно мало пострадала от погромов. Средиземноморский порт Мерсина часто посещали европейцы, и Абдул-Хамид опасался визита французских или английских военных кораблей. В 1909 году в этой провинции начало нарастать напряжение. Младотурки убеждали мусульманское большинство населения, что армяне угрожают государству, религии и даже их жизни. Военным комендантом Киликии они назначили Релиз-пашу — организатора резни 1895 года в Мараше. Киликийская резня началась, когда с гор на равнину спустились десятки тысяч курдских и турецких рабочих, которые работали на хлопковых полях. Были сожжены две сотни армянских сел, уничтожено от 15 до 20 тыс. армян.

В ходе Балканских войн 1912—1913 гг. Османская империя понесла большие территориальные потери. Турки, проживавшие на потерянных территориях, были изгнаны или сами бежали в Анатолию. Около 400 тыс. мухаджиров расселялось правительством на землях, принадлежавших армянам.

На востоке империи правительство младотурков продолжало политику Абдул-Хамида, которая вносила раздор между курдами и армянами. Российский посол в Стамбуле К. де Гирс характеризовал в марте 1913 года эту политику в депеше министру иностранных дел С. Сазонову таким образом: «Большая часть земли силой захвачена курдами, и власть санкционирует настоящие акты насилия. Все наши консулы подтверждают, что грабежи и разбой курдов продолжаются беспрестанно».
НАЧАЛО МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Положение армян и украинцев в Первой мировой войне было похожим и непохожим в равных пропорциях. Схожесть заключалась в том, что этническая территория украинцев и армян была разделена между противоборствующими сторонами, и даже в том, что одной из сторон принадлежала существенно большая часть этой территории (Великая Украина — России, Великая Армения — Османский империи). Этот объективный факт привел к тому, что в царской армии воевало около 150 тыс. армян, а на стороне турок  — от 60 до 100 тыс. (об их судьбе — немного позже). Параллельно в царской армии находилось 3,5 млн, а в цесарской — около 300 тыс. украинцев.

Ответ на вопрос о непохожести ситуации поможет уяснить причины армянского геноцида. Цесарь в ходе победной войны надеялся преумножить количество своих украинских подданных за счет присоединения Правобережной Украины, а царь добивался того же присоединением Галичины. На Кавказском театре военных действий царь рассчитывал на территориальные приращения. Собственно, этого всегда добивалась Россия в ходе многочисленных русско-турецких войн. В случае успеха (которого не было, как показали дальнейшие события) к армянским землям с центром в Ереване были бы присоединены армянские земли с центром в Эрзуруме. Напротив, младотурки не были заинтересованы в увеличении подданных султана за счет армян, которые были подданными царя. Целью было завоевание российской территории, населенной мусульманами, и превращение Стамбула в столицу исламского мира. «Неверных» ни на собственной территории, ни в российской Армении младотурки впритык не видели. Ситуация Великой войны, как они поняли, способствовала тому, чтобы армян не увидели и все остальные. В предыдущем преследовании армян идеологическая составляющая находилась на втором плане. Основной целью было уничтожение экономической силы армянства — той силы, которая делала опасным для империи его политическое пробуждение. Война для шовинистов, какими были младотурки, создавала другие возможности. Становилось возможным не только призывать к единению подданных султана под лозунгами панисламизма и пантюркизма, но и реально добиваться этого. О единении с православными меньшинствами не могло быть и речи по определению. Речь не только об армянах. Можно вспомнить трагическую судьбу греков, которые на протяжении нескольких тысячелетий оставались на Эгейском побережье Малой Азии, но исчезли, то есть были уничтожены или бежали во время греко-турецкой войны 1921—1922 гг.

Османская империя вступила в войну на стороне Центральных государств 2 ноября 1914 года. Султан объявил джихад — «священную войну» мусульман против «неверных».

Однако в январе 1915 года турецкая армия потерпела катастрофическое поражение под Сарыкамышем. Мусульманское население и отступающая армия начали разорять армянские села. Командование армии разоружило армянских солдат и сформировало из них трудовые батальоны. Спустя какое-то время батальоны были разделены на группы от 50 до 100 человек, после чего разоруженных солдат тайно начали уничтожать. Свидетели рассказывали, что иногда их закапывали живыми.
ГЕНОЦИД

В начале января 1915 года министр внутренних дел М. Талаат, генеральный секретарь партии младотурков М. Назим, член Иттихада, руководитель тайной службы младотурков Тешкилат-и Махсусе Б. Шакир, председатель службы безопасности в Министерстве внутренних дел И. Джамболат разослали руководителям вилайетов циркуляр по армянскому вопросу. Адъютант Джамболата Ахмед Эсад, который выполнял функции секретаря на этой встрече, сохранил копию циркуляра, перевел его на английский язык и в январе 1919 года предпринял попытку продать документ. Арестованный англичанами, он передал циркуляр в обмен на освобождение командору Смиту, а тот отдал его в распоряжение Министерства иностранных дел Великобритании. Теперь он хранится в архиве министерства (FO 371/4172/31307/1270/44). Стоит привести документ полностью:

1  Запретить все армянские сообщества, арестовать армян, которые когда-либо действовали против правительства, выслать их в такие провинции, как Багдад или Мосул, ликвидировать по пути или на месте.
2  Конфисковать оружие.
3  Подстрекнуть мусульманское общественное мнение с помощью соответствующих и приспособленных к местной специфике средств в таких регионах, как Ван и Эрзурум, где уже теперь мусульмане ненавидят армян, и организовать резню, как это сделали россияне в Баку.
4  С этой целью положиться на население таких провинций, как Эрзурум, Ван, Битлис, а военные службы порядка, такие как жандармерия, использовать только для показательного прекращения резни; по-другому нужно поступать в таких округах, как Адан, Сивас, Бурса, Измид и Смирна, где надо приказать этим силам, чтобы оказали активную помощь мусульманам.
5  Осуществить необходимые шаги с целью ликвидации всех лиц мужского пола меньше 50 лет, священников и учителей; разрешить переход на ислам молодым женщинам и детям.
6  Депортировать семьи тех, кому удалось выскользнуть, и проследить, чтобы они не имели никаких связей с родным краем.
7  Ссылаясь на то, что армянские служащие могли бы быть шпионами, отзывать их и безальтернативно отстранить от любых должностей или служб, связанных с государственной администрацией.
8  Ликвидировать всех армян, которые находятся в армии; надо сообщить об этом военным.
9  Начинать операцию везде одновременно, чтобы не осталось времени на подготовку средств обороны.
10  Придерживаться суровой секретности этой инструкции, ее не должны знать больше чем два или три лица (очевидно, в каждом вилайете. — Авт.).

Этот документ достаточно красноречив, но он не является непосредственным доказательством геноцида. Автор фундаментальных трудов о геноциде евреев и армян Ив Тернон считает, что таким доказательством является идея депортации всех без исключения армян. И даже не столько сама идея, сколько специфический способ ее воплощения в жизнь. После поражения под Сарыкамышем идею депортации сформулировал военный министр Энвер-паша, а настоящим архитектором геноцида стал Бехаэддин Шакир. В середине февраля 1915 года он изложил руководству партии младотурков свой план.

В названии «Закона о переселении» от 24 апреля 1915 года армяне не упоминались. В действительности этот закон был направлен исключительно против них. Речь шла не о переселении и даже не о депортации, а о ликвидации.

План ликвидации разделялся на два этапа: с мая по июль требовалось уничтожить армян восточных вилайетов, а с августа — всех остальных. Процедура ликвидации везде была одинаковой. Сначала местная администрация требовала изъять оружие как у христиан, так и у мусульман. После этого сообщалось, что не все армяне сложили оружие, в связи с чем арестовывалась элита — политические и духовные руководители, интеллектуалы, зажиточные лица. Заложников подвергали пыткам, чтобы они сознались, что скрыли оружие с целью организации восстания. Потом их уничтожали отдельными группами вне города, так же как армянских солдат. После этого обнародовался «Закон о переселении», и армянским семьям давали несколько часов, чтобы собрать ручную кладь. Дальше отделяли мужчин, собирали их в группы и тоже уничтожали в пригородной окраине. Женщины, дети и мужчины преклонных лет должны были идти под конвоем к месту назначения.

Американский дипломат Лесли Дэвис, наблюдавший геноцид армян, так оценивал разницу между уже привычной резней и тем, что младотурки называли переселением: «Метод этот может казаться более цивилизованным, чем резня, но он намного более результативен и более радикален». Действительно, резня всегда оставалась бессистемной, а здесь абсолютно все армяне, за исключением тех, кого убили раньше, вынуждены были выстраиваться в колонны и добираться до пункта назначения пешком (только в западных вилайетах часть пути они преодолевали по железной дороге). Резня входила в сценарий: по пути местное мусульманское население нападало на армян (конвой отступал на безопасное расстояние), грабило их, убивало, захватывало детей и молодых женщин в гаремы. В сценарий «переселения» входило и то, что людей не кормили, хотя путь был далекий и шли неделями. Пункт назначения, который сообщался, постоянно менялся, только в итоге выяснялось, что речь идет о сирийской пустыне. Несмотря ни на что, до пустыни Дейр-эз-Зор добрались десятки тысяч армян. Как они умирали, никто не знает. Еще и сегодня сельские дети в этой местности перебирают незахороненные скелеты в поисках золотых зубов и обручальных колец.
* * *
Армянский геноцид связывается с действиями давно осужденных младотурков, а современная Турция, которая упрямо не признает геноцид армян, якобы превращается в европейское государство. Армянский геноцид стал возможным из-за вспышки средневекового религиозного мракобесия, и непризнание его опасно для самой Турции. Вспышки религиозного мракобесия не исчезли и в наше время, о чем свидетельствуют события в Сирии и Ираке.

Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, доктор исторических наук

Источник:
day.kiev.ua
 
Категория: Новости | Просмотров: 666 | Добавил: genocide | Теги: геноцид вірмен, ГЕНОЦИД АРМЯН, Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ