Главная » Файлы » Библиотека » Справки

Армянская церковь Св. Богородицы Белгород-Днестровский (Аккерман)
21.09.2014, 02:00
Историческая справка

Армянская Апостольская церковь Успения Святой Богородицы г. Белгород-Днестровский (Аккерман) была сооружена в XIV-XV вв. местной армянской колонией, возникшей в городе XII-XIII ст.
Необходимо констатировать, что в исторической литературе не существует однозначной точки зрения относительно вопрос периода постройки церкви, проблема представляется достаточно дискуссионной.
К сожалению, сегодня не существует единого подхода к данной проблеме. В последнее время в исторической науке, ошибочно господствует довольно противоречивая точка зрения, базирующаяся на довольно поверхностных исследованиях, которую без анализа кочуют из одной работы в другую.
Наиболее ошибочным подходом представляется суждение, что когда данная церковь принадлежала грекам, которые исключительно базируются на легенде.   Согласно легенде, якобы два брата - греческие купцы построили две церкви (монастыри) для греческих монахов, но со временем, одна церковь была закрыта, которую монахи и передали армянским переселенцам из Малой Азии.
Главным аргументом, здесь является легенда, однако отсутствуют какие-либо документы, свидетельства или другие источники, которые подтверждали эту легенду. Другая недоработка сторонников подобной интерпретации истории сооружения церкви, напрямую связано с работой А. Х. Тораманяна. Так, исследователь в своей работе, посвященной церкви ссылаясь на армянского    хрониста Григория Даранагского, сообщает, что на судебном процессе, где он присутствовал в 1634 г. представитель суда обращаясь к служителям Аккерманской армянской церкви, заявил: «Не вы последователями тех армян, которых султан Мехмед привез в Стамбул в изгнание с Аккерману. Церковь, которой вы владеете, султан Мехмед взял у греков и подарил вам». Проблема заключается в том, что согласно тексту Мехмед III подарил церковь армянам, живущим в Константинополе, а не в Аккермане. И данная версия благополучно была подхвачена сторонниками греческого происхождения армянской церкви, при этом многие даже не удосужились проверить первоисточник.
Наиболее ранее упоминание об Армянской церкви, относиться к 1421 г., и является свидетельством французского посланника и путешественник Гильбер де Лануа. Почему именно, свидетельства Г. де Лануа, а не утверждение обнаруженного документа Дж. Сируни о существовании церкви уже  в 1384 г. в соответствии с кондаком католикоса Теодороса , который подчинил власти архиепископа Львова, приходы Луцка и Манкермана (на которое также опирается А. Х. Тораманяна). Манкерман Дж. Сируни ошибочно отождествляет с Аккерманом (Белгородом-Днестровским), что соответственно и создало данную путаницу.     
Согласно А. Х. Тораманяну Армянская церковь была разрушена или сгорела при поджоге города объединенной армией молдавского господаря Иона Водэ чел Кумпилита и казаков в 1573 г., которая в действительности является, лишь вероятным предположением автора. Следует сказать, что в дальнейшем исследователь противоречит себе, анализируя архитектурно-планировочное решение, указывая что здание первоначально выглядело, как типичное средневековое молдавское сооружение, помещения которой со временем армянами были перепланированные в соответствии канонам и культовым особенностям Армянской церкви. Однако следует сказать, что храм наполовину врытый в землю, в свою очередь является непосредственно следствием функционирования культового сооружения, возможно и ее сооружение во время господства Османской империи в регионе (типичные для этой эпохи церкви Килии и Каушанах, также наполовину врытые в землю).
Таким образом, становится понятным, что здание Армянской церкви не имеет никакого культового отношения к греческой церкви, поскольку последнее не находит аргументированного подтверждения. В отношении вопроса первоначального молдавской планировки, следует сказать, что в армянских колониях довольно частыми были случаи покупке здания у местного населения, которые затем превращалось в церкви или поэтапное строительство, яркими примерами являются церкви в Кишиневе и Одессе. Анализируя вышесказанное, мы уверенно можем утверждать, что вопрос времени сооружения Армянской церкви Успения Святой Богородицы в г. Белгород-Днестровский (Аккерман) требует дополнительного исследования, для установления действительной даты строительства храма. Принимая во внимание, состояние современного исследования проблемы, можно смело утверждать, что Армянская церковь была построена в период XIV- XV вв.
Следует сказать, что церковь за многовековое существование неоднократно перепланировывалось, расширялось и увеличивалось соответственно потребностям местного прихода. Особого внимания требует архитектурно-планировочное решение фасадов здания и внутренних помещений церкви. Архитектурная композиция и отделка фасадов, не типичны канонам армянского средневекового зодчества, что в свою очередь выделяет этот храм от остальных армянских средневековых памятников архитектуры Украины. Однако необходимо сказать, что в армянских колониях встречаются Армянские церкви, которые возведены под влиянием местных архитектурных традиций. Несмотря на факт потери национальных архитектурных элементов фасадов, внутренняя планировка помещений, убранство, алтарная часть, апсида и пристройки выполнены согласно культовым особенностям Армянской церкви и канонам армянской церковной архитектуры.
Армянская церковь является сокровищницей армянской истории и культуры Украины. В здании храма сохранились армянские эпиграфические и растительные орнаменты, которые непосредственно относятся к истории церкви, местной общины, и являются уникальными образцами армянского средневекового искусства. Древнейшие хачкары и мраморные плиты, вмурованы в стены в церкви, датируются 1446 г. и 1474 г. Интерьер церкви украшен фресками и росписями, возраст которых, к сожалению, сегодня точно не установлен, однако следует заметить, что фрески сильно пострадали в советское время, поскольку были оштукатурены и окрашены.
Согласно архивным документам, в 1827 г. были проведены строительные работы по восстановлению здания церкви: была увеличена длина здания церкви с западной стороны, воздвигнут западный портик с четырьмя колоннами, а также перестроен южный притвор и хоры. В конце XIX - начале ХХ ст. были проведены работы по укреплению свода южного большого притвора и фундамента.
После революционных событий 1917 г. и Гражданской войны, как известно территория Бессарабии перешла к Румынии. Армянская церковь, соответственно оказалась в новом государстве, что спасло ее от участи многих храмов, оставшихся на территории «советов» следовательно, церковь не была закрыта и действовала. Храм же был закрыт после Второй мировой войны, когда Бессарабия была присоединена к Советскому союзу. Еще в 1946 г. армянам разрешали пользоваться церковью, причем заставили ее арендовать у государства, но затем церковь была конфискована. В 1962 г. здание Армянской церкви было переоборудовано Народный атеистический музей г. Белгород-Днестровский, а затем параллельно в церкви обустроили городской планетарий. К сожалению, на современном уровне исследования не установлено, как советская власть использовала церковь до переоборудования в музей.
Церковь в 2013 г. возвращена Армянской церкви.

 
Давид Давтян

 
Категория: Справки | Добавил: genocide | Теги: Армянская церковь, история армян, армяне Украины, справка
Просмотров: 827 | Загрузок: 0