Главная » 2016 » Май » 25 » Папа Римский Франциск даровал иконе Богородицы Ласковой Станиславской право полного отпущения
12:15
Папа Римский Франциск даровал иконе Богородицы Ласковой Станиславской право полного отпущения
В марте этого года Папа Римский Франциск предоставил иконе Божией Матери Ласковой, находящейся в церкви Св. Иоанна Крестителя (копии) право Полного отпуска (форма духовной реабилитации). Об этом сообщает сайт  Ивано-Франковской архиепархии УГКЦ.
Сама икона Божией Матери Ласковой Станиславской находиться в армянском костеле Св. Петра и Павла в Гданьске и была коронована в 1937 г.   
Икона Божией Матери Ласковой появилась на рубеже  XVII-XVIII веков и была написана по образу иконы Ченстоховской Богородицы.
Первое упоминание о ней датируется 1742 годом. Предание гласит, что икону написал 70-летний набожный иконописец Даниил по пожеланию секретаря армянской общины (гмины) Донинга. Вначале она находилась в домашнем алтаре, что в те времена было общепринятым обычаем, перед которым молилась вся семья.
Согласно преданию Донинг первый оздоровился посредством иконы. Благодаря молитве и глубокой вере он получил исцеления от тяжелой болезни глаз. Собственно он и первым увидел слезы на лице Божией Матери. Понимая, что такое сокровище не может оставаться в доме, секретарь армянской общины отнес икону в деревянную церковь (армянскую), где слезы на лице Девы Марии стали еще более заметны. 22 августа 1742 г. комиссия, состоящая из светских и духовных лиц, подтвердила сверхъестественный характер этого явления. Полотенце, которым обтирались слезы, плывшие по лику Богородицы, были положены в реликвиарий.
Со временем стало обычаем, в память официального признания Станиславского чуда, раз в год 22 августа, во время святой Литургии давать реликвиярий для целования, позже данная практика проводилась в каждую субботу. Лицо Божией Матери не всегда было печальным и заплаканным. Между ней и верующими устанавливался необычный диалог, в котором не было слов. Иногда происходило так, что, когда верующие начинали петь песню «Будь благословенна», печальное лицо Девы Марии начинало разъясняться, оставаясь на протяжении некоторого времени, окутанным определенной радостью и улыбкой.
Во время Божественной Литургии в Заупокойный День 1742 года, которую отслужил армянский священник отец Манугевич, во время евхаристического канона, произошла смена цветов иконы. Она наполнилась голубым цветом и такой оставалась до конца службы. В документированных рассказах сохранилось свидетельство о странном свете, которое  обволакивало чудотворный образ, и принимало форму больших лучистых звезд. Принято было решение, чтобы в месте выразительного действия Божией Ласки, постоянно был зажжен Вечный Свет и маленькая, всегда горящая лампадка. Через короткое время оказалось, что она зажигалась сама, если кто-то забывал ее снова заполнить маслом и зажечь. Чудес и ласк, которые получали почитатели Плачущей Богородицы, было так много, что очень скоро она была названа Ласковой. Люди говорили между собой: «Если не можешь отбыть паломничество к Ченстохова и там броситься на лицо (упасть ниц?) перед Ясногорской Госпожой, пойди к Станиславской, и тогда не разочаруешься в своей надежде».
В 1742 г. армянская община города, которая еще в середине XVII в. уже составляла значительную часть городского населения, приняла решение вместо старой своей деревянной церкви начать воздвижение нового каменного храма. В сооружении новой большой армянской церкви большое содействие оказал владетель города граф Потоцкий. Армянская церковь была освящена 22 августа в 1763 г., а главная реликвия армян – икона Божьей Матери торжественно была внесена в храм 20 октября 1763 г. и размещена в большом алтаре. Икона была вложена в серебряную раму и накрыта ризой из позолоченного «баквана». По двум сторонам иконы были размещены витрины с вотами. Слава образа и красота святыни привлекали не только верующих армянского обряда, в церкви молились все кому, небезразлична была судьба Станислава. В  слезах Божьей Материи усматривалось предостережение несчастий, угрожающих ее городу и краю в целом.
Огласка о чудотворной иконе получила распространение, также благодаря папе Пию VІ. Папа 28 сентября 1777 г. провозгласил: «Полный отпуск для всех верующих обеих статей как армяно-католического, так и латинского и греко-католического обрядов, которые после Исповеди и Причастия 20 октября в годовщину внесения иконы в нынешнюю святыню, посетят ее перед Святейшими Тайнами и помолятся о распространении, и возвышении нашей святой веры». Следует сказать, что культ Божией Матери Ласковой объединил верующих всех существующих на Галичине католических обрядов, что нашло свое выражение также в содержании папского отпущения.
В период между Первой и Второй мировой войной руководил приходом отец Франциск Комусевич. Армянский священник понял, что в его распоряжении находится сокровище, которому мог бы позавидовать любой город Европы. Итак, он начал свои старания по предоставлению чудотворному образу папского коронационного декрета. Благодаря харитатовной акции, которая проводилась по территории всей Польши, удалось собрать достаточно средств, увеличилось также и число вотов, до 1936 г. 23 витрины полностью были заполнены 738 вотамы, а новые наплывали все прибывали.
Старания по предоставлению папского коронационного декрета начались от приготовления  (с подготовки) соответствующих документов. Необходимо было доказать древность иконы, распространение культа вне города и окрестности, а также удостоверения чудес и ласк. Все документы пересмотрел армянский правящий епископ Иосиф Теодорович, после чего 15 июля 1935 г. издал подтверждения выполнения всех формальностей, требуемых Ватиканом. Просьбу на коронацию подписали 20 епископов всех трех обрядов. Книга подписей мирян и духовенства содержала 9000 подписей, которые 15 января 1936 г. была выслана к Папе. Ответ из Рима ждали почти год. В это время по инициативе отца Комусевича был начат сбор золота и серебра на новую ризу для иконы Божией Матери. Риза, названная «коронационной»,  была подобна предыдущей, барочной и в общих чертах увеличивала ее визуальный размер, однако, была гораздо богаче украшена драгоценными камнями. Образ подвергся детальной реставрации, устранены были следы от пожаров и гвоздей, которыми прибивали воты. 
В конце ноября 1936 г. пришел коронационный декрет, изданный папой Пием ХІ. Должна была наступить пятидесятая в Польше и первая в Армяно-католической церкви коронация, дата была определена в воскресенье,  30 мая 1937 года.  27-29 мая,  непосредственно перед коронацией, начался «Тридиум» - три дня в трех обрядах: «в четверг отправил торжественную Литургию отец Дионисий Каетанович. В пятницу отправили Литургию по греко-католическому обряду владыки Николай Чарнецкий и Иван Лятишевский,  епископ-помощник Станиславский, а в субботу по латинскому обряду Литургию отправил ксендз Евгениуш Базяк. В день коронации Станислав принимал 17 греко-католических и латинских епископов, представителей епископата Польши, архимандритов армяно-католического ордена Мхитаристов с острова Св. Лазаря и Вены, апостольского миссионера армян-католиков из Бухареста, а также целую Армянскую капитулу, священников, монахов и монахинь со всей Польши. На коронацию, также прибыли группы паломников армян-католиков из Румынии, а также представители других обрядов.
Однако вскоре Станиславов захватили советские войска, большинство поляков и армян переехали в Польшу и армяне вывезли свою святыню, которая и сегодня находится в армянском храме Св. Петра и Павла в Гданьске.

Подготовил историк Давид Давтян
Категория: Новости | Просмотров: 242 | Добавил: genocide | Теги: икона Богородицы Ласковой Станислав, армяне Украины, Папа Римский Франциск